Выберите необходимый раздел и получите дополнительную информацию
Еще в VI веке нашей эры тиснение книг с деревянных досок было известно в Китае, откуда и получило широкое распространение. В Европе тиснение впервые стало применяться при изготовлении игральных карт. В XIII веке на деревянной доске вырезалось выпуклое изображение, и этой доской делался оттиск на бумаге. Уже в эпоху Средневековья Иоганн Гуттенберг придумал наборные литеры и, заменив непрочные деревянные литеры на металлические, с помощью простейшего пресса стал печатать первые книги в Европе. Примерно тем же путем, но на сто лет позже, двигался и наш соотечественник Иван Федоров.
Тиснением называется процесс получения изображения путем деформирования материала, в результате которого изменяются форма и гладкость поверхности, а также процесс изготовления полых изделий из плоского материала. В процессе тиснения может меняться цвет поверхности материала, если одновременно с деформированием материала на место его поверхности деформирования наносится покрытие путем приклеивания пигментированной или металлизированной пленки.
Тиснение нашло широкое применение при оформлении издательской и рекламно-сувенирной продукции. Одно из самых популярных направлений применения горячего тиснения – персонализация рекламно-сувенирной продукции. Это давно уже ни для кого не секрет. Очевидны преимущества горячего тиснения фольгой, конгревного и блинтового тиснения. Для тех, кто новичок в рекламно-сувенирном бизнесе кратко опишем сферы применения разных видов тиснения в персонализации разнообразных рекламно-сувенирных изделий и канцелярских: открытки, визитки, приглашения, папки, дипломы, меню, этикетки, ПЭ пакеты, бумажные пакеты,ежедневники, планнинги, телефонные книжки, записные книжки, обложки на документы.
Помимо тиснения на таре и упаковке из пластика, очень распространено горячее тиснение при изготовлении картонной упаковки. Упаковка для парфюмерии, косметики, элитной вино-водочной продукции, медицинских препаратов, игрушек украшается золотой, серебряной, цветной фольгой, а зачастую и выпуклым рельефным тиснением (конгревным) и сразу же становится более презентабельной и отличной от всего многообразия обычной упаковки.
Тиснение на изделиях, изготовленным из пластика очень часто встречается в декорировании изделий бытового назначения повседневного использования (щетки, расчески, футляры, ручки зонтиков, обувных аксессуаров и прочее), канцтоваров (степлеров, карандашей, бумажных подставок), в маркировке тары и упаковки, в электротехнической промышленности, по колпачкам вино-водочной продукции.
Тиснение фольгой может производиться практически по любым видам пластика: ПЭ, ПП, ПВХ, полистирол и др.
Тиснение — распространенный вид отделки этикеток, позволяющий красиво и ярко подчеркнуть необходимое изображение. Этикетки с тиснением золотом, серебром, а также конгревным тиснением мы ежедневно наблюдаем на товарах и продуктах вокруг себя. И порой, кажется, даже не замечаем и не запоминаем, использовалось ли тиснение в той или иной этикетке. Однако, именно на товар, оформленный этикеткой с тиснением, мы невольно обращаем внимание среди всего многообразия товаров.
Способы тиснения можно разделить на группы по нескольким признакам:
• По характеру формы поверхности материала: плоское; объемное.
• По числу поверхностей материала, обрабатываемых тиснением: одностороннее; двухстороннее.
• По виду тисненной поверхности: плоское; рельефное; конгревное; гренирование; гофрирование; текстурирование.
• По нанесению покрытия: бескрасочное (блинтовое); тиснение фольгой; красочное; тиснение с инкрустацией; тиснение с наклейкой иллюстрации.
• Тиснение фольгой может быть плоское, рельефное и конгревное.
• По виду инструмента (штампа): тиснение плоским штампом; цилиндрическим штампом.
• По нагреву инструмента: холодное; горячее.
• По типу используемого оборудования: тиснение на тигельных прессах; плоскопечатных прессах; ротационных прессах.
• По виду материала: тиснение по бумаге; картону; пластику; ткани; на коже.
• По виду изделия: тиснение на обрезах книжного блока; переплетных крышках; обложках; открытках; этикетках; пластиковых карточках; упаковках; канцелярских изделиях; тиснение кредитных карточек, бумажных билетов, лотерейных билетов и банковских документов; оптических защитных элементов.
• По характеру работы: штриховые работы; плашечные работы; работы смешанного типа.
Рис. 4.1.1. Принцип блинтового тиснения: а – блинтовое тиснение плоским штампом; б – блинтовое тиснение плоским двухсторонним штампом; в – блинтовое тиснение ротационным штампом; 1 – материал; 2 – жесткое основание; 3 – плоский штамп; 4- ротационный штамп; 5 – опорный вал
Рис. 4.1.2. Принцип одностороннего рельефного тиснения: а – рельефное тиснение плоским штампом; б – одностороннее рельефное тиснение ротационным штампом; в – гренирование; 1 – материал; 2 – жесткое основание; 3 – плоский штамп; 4 – ротационный штамп; 5 – опорный вал
Рис. 4.1.3. Принцип двухстороннего рельефного (конгревного) тиснения и гофрирования: а – рельефное тиснение плоским штампом; б – рельефное тиснение ротационным штампом (гофрирование); в – высокопластичное рельефное тиснение; 1 – материал; 2 – жесткое основание; 3 – плоский штамп; 4- ротационный штамп
Наиболее простой вид тиснения – плоское блинтовое (бескрасочное) тиснение, при котором все элементы изображения получаются углубленными и лежащими в одной плоскости (рис. 4.1.1). Материал помещается между опорной поверхностью и штампом. При блинтовом плоском тиснении изображение несколько углублено относительно поверхности. Штамп для плоского тиснения подобен форме высокой печати с одинаковым ростом всех печатных элементов.
Блинтовое плоское тиснение применяется для отделки поверхности материала (например, переплетной бумаги под шагрень) или для обработки переплетных крышек из картона и пластмассы. Плоское тиснение характеризуется частичным уплотнением материала.
Блинтовым плоским тиснением оформляют марку и название издательства, рамки, орнаменты, схематичные рисунки и др. Часто оно играет вспомогательную роль: тиснение плашки (значительной по площади сплошной поверхности) выполняют для сглаживания грубой фактуры некоторых видов покровных материалов, чтобы повысить качество последующего тиснения полиграфической фольгой, печати переплетными красками, сделать защитное углубление и обозначить место для наклейки иллюстрации.
Блинтовое плоское тиснение не следует делать на переплетных крышках, собранных из тонкого (менее 1,25 мм) картона, и при любой толщине картона, если в качестве покровного материала использованы бумага (оттиск) с лакировкой или припрессованной пленкой, коленкоры марки КМК (типа «модерн») и с лаковым покрытием, ткань, дублированная с бумагой. На переплетных крышках с грубой открытой ткацкой фактурой покровного материала, с текстурной печатью этот способ не рекомендуется применять как самостоятельный вид оформления.
Рельефное тиснение характеризуется тем, что элементы изображения лежат в разных плоскостях (рис. 4.1.2).
Конгревное тиснение является двухсторонним рельефным тиснением с получением на обратной стороне материала рельефного изображения, повторяющего изображение на лицевой стороне. Данный вид тиснения назван по имени У. Конгрева (1772-1828), английского конструктора, придумавшего данный вид тиснения. Изображение может быть как выпуклым, так и вогнутым. Достоинством данной технологии является способность придать продукции индивидуальность. Применяется для изготовления визитных карточек, фирменных бланков, ярлыков, приглашений и другой полиграфической продукции.
Для рельефного (конгревного) тиснения применяется прессовая пара: матричный штамп с углубленным изображением и контрштамп + патрица с выпуклым изображением , в точности повторяющим штамп, но в обратном рельефном виде. В этом случае полученное изображение возвышается над поверхностью материала.
Иногда применяется патричный штамп с выступающим изображением и контрштамп – матрица с вогнутым изображением , в точности повторяющим штамп, но в обратном рельефном виде. В таком случае полученное изображение располагается ниже поверхности материала.
Различают окрашенный и неокрашенный (слепой) конгрев, одноуровневый и многоуровневый конгрев. При многоуровневом конгревном тиснении используются гравированные латунные штампы. Слепое конгревное тиснение делается как холодным, так и горячим штампом.
Изготовление конгревных штампов требует весьма высокой квалификации гравера, что обусловливает их сравнительно высокую стоимость, поэтому конгревным тиснением обычно оформляют переплетные крышки изданий улучшенного и подарочного типов, обложки популярных серий, рекламных и отраслевых журналов, открытки, этикетки.
Разновидностями рельефного тиснения являются операции отделки рулонных и листовых материалов – гренирование и гофрирование.
Гренирование – это вид одностороннего рельефного тиснения, в результате которого изменяется фактура или создается однородный рельеф у тонкого рулонного или листового материала (рис. 4.1.2). Величина рельефа лицевой поверхности материала невелика и обычно меньше его толщины.
Гренирование — это изменение фактуры или создание определенного рельефа у тонкого рулонного или листового материала и на оттисках. Оно применяется при изготовлении специальных видов бумаги и картона, в производстве упаковки престижных товаров и редко — при изготовлении репродукций и открыток высокого качества. Технология гренирования во многом аналогична технологии конгревного тиснения, но величина рельефа лицевой поверхности материала или оттиска невелика, обычно меньше толщины материала, подвергаемого отделке.
В массовом производстве гренированных материалов прессовая пара представляет собой латунный каландр из двух стальных валов. На поверхность одного вала регулярный рельефный рисунок наносится электронным гравированием, травлением медного покрытия или набивкой комплектом пуансонов. Второй цилиндр играет роль матрицы, он имеет плотное бумажное покрытие, контррельеф на котором получают постепенным вдавливанием рельефного изображения на малой скорости работы каландра. В среднесерийном производстве, при работе на позолотных прессах штамп изготавливают ручным гравированием, травлением листовой меди или латуни после получения на пластине копии изображения, стойкой к действию хлорного железа. В качестве матрицы могут быть использованы картон поверхностной плотностью от 250 до 1000 г/м2, твердая резина, кожа и специальная паста, затвердевающая при введении инициатора полимеризации. Вид матрицы подбирается с учетом вида рисунка и материала для гренирования: картонная — для простых изображений на тонкой бумаге и металлической фольге, на толстой бумаге и картоне, резиновая — для мелких рисунков на жесткой бумаге, полимерная — для любых рисунков на мягкой бумаге и полимерных пленках.
Рекомендуемая влажность бумаги и картона в процессе гренирования — 10 %. В процессе гренирования регулируются температура, сила прижима и скорость вращения каландра, которые и определяют время силового и теплового воздействия на деформируемый материал. Эти параметры, как и режимы конгревного тиснения, определяют качество продукции — внешний вид и сохранность полученного рельефного рисунка.
Разновидностью гренирования является воспроизведение фактуры мазка при факсимильном воспроизведении картин масляной живописи. По технологии УкрНИИСВП (Украина) для репродукций, печатаемых в масштабе 1:1, тиснение рельефа выполняется на плоскопечатных машинах с гальваностереотипов, полученных с каучуковой матрицы. Рельеф мазка на репродукциях, выполненных в уменьшенном масштабе (например, на открытках), воспроизводят с гравированных вручную штампов по обычной технологии конгревного тиснения.
Гофрирование – это вид конгревного тиснения с получением однородного рельефа у тонкого рулонного или листового материала (рис. 4.1.3, б).
Текстурирование – способ тиснения, в результате которого получается текстура. Текстура – мелкий, одноуровневый рельеф с малым рисунком, повторенным до бесконечности, который воспроизводит вид определенного материала, например кожи.
Для получения глубокого или тонкого детального рельефа используются блинтовое плоское и конгревное тиснения. Сначала материал подвергается тиснению штампом для плоского тиснения, а затем штампом для конгревного тиснения при втором проходе через машину.
В последнее время в отечественной полиграфии в производстве изданий малого формата и большого объема (толщиной 15…20 мм и более) стали применять конгревное тиснение на обложке из гренированного материала толщиной 0,22…0,24 мм.
Тиснение фольгой самый распространенный способ полиграфического оформления изданий благодаря своим богатым изобразительным возможностям.
Тиснение полиграфической фольгой, как и блинтовое плоское тиснение, выполняется нагретым плоскорельефным штампом, давящие элементы которого возвышаются над пробельными и лежат в одной плоскости. Существенным отличием этого способа является то, что в процессе тиснения между штампом и материалом помещается полиграфическая фольга, имеющая красочный слой, который нанесен на эластичную подложку и содержит адгезив, легко отделяется от подложки под действием горячего штампа и закрепляется на деформированной поверхности материала с помощью адгезива.
Технология тиснения полиграфической фольгой во многом сходна с технологией блинтового плоского тиснения, но при этом добавляются операции раскроя фольги, подготовки фольгоподающего механизма, изменяются режимы тиснения.
Перенос всех слоев фольги (лака, металлизированного слоя, цветных пигментов) на субстрат под воздействием температуры и давления за одну рабочую операцию и есть процесс горячего тиснения.
Тиснение с высокой печатью. Тиснение с высокой печатью выполняется на переплетных крышках. Для печатания применяют специальные переплетные краски на пентафталевом связующем, которые отличаются от обычных красок для высокой печати повышенной вязкостью и липкостью, высокой кроющей способностью и скоростью закрепления. Печать переплетными красками расширяет возможности внешнего художественного оформления книг, позволяет снизить себестоимость полиграфического оформления крышек вследствие меньшего расхода относительно дешевого материала.
Этот способ рекомендуется применять для оформления переплетных крышек из материалов с крахмально-каолиновым и нитрополиамидным покрытиями или без покрытия — коленкоров марок КОК, КМК, КВК, тканей, склеенных с бумагой, допускается для оформления крышек, покрытых бумагой, в том числе лакированной и с припрессованной пленкой. Для оформления переплетных крышек из материалов с нитроцеллюлозным и поливинилхлоридным покрытиями этот способ применять не следует, так как оттиски удовлетворительного качества получить не удается вследствие плохой смачиваемости этих покрытий переплетными красками.
Тиснение с инкрустацией. Инкрустация – это приклеивание на материал крышки другого по цвету материала по всей площади рисунка или какой-либо его части.
Переплетный покровный материал с предварительно нанесенным на изнаночную сторону и высушенным слоем термоплавкого клея (ПВАД, костного и др.) выкраивается так, чтобы размер заготовки был больше размера изображения на 5 мм со всех сторон. Материал приклеивают в позолотном прессе штампом для блинтового плоского или конгревного тиснения, имеющим по контуру рисунка режущие кромки высотой чуть больше толщины приклеиваемого материала. Тиснение с одновременной приклейкой и высечкой производят при температуре штампа 110…120°С. После тиснения излишки материала снимают вручную.
Из-за сложности изготовления штампа и дополнительных операций по нанесению и сушке клея и раскроя заготовок этот способ, дающий высокий художественный эффект, применяется весьма редко, в основном при оформлении переплетных крышек изданий подарочного типа с ледериновым покровным материалом, с гладким или гренированным бумажным покрытием, на которое инкрустируют рельефное изображение многоцветного оттиска.
Тиснение с наклейкой иллюстрации. Предварительно на переплетной крышке выполняется блинтовое плоское тиснение штампом-плашкой соответствующего размера, которое позволяет точно в нужном месте наклеивать иллюстрацию, обеспечивает полный контакт клеевого слоя с материалом крышки, предохраняет иллюстрацию от повреждений при транспортировке и пользовании книгой. Глубина тиснения должна быть несколько больше толщины бумаги иллюстрации, чтобы плоскость приклеенной иллюстрации располагалась ниже лицевой поверхности крышки. Вокруг плашки иногда предусматривают тиснение окаймляющей рамки или орнамента.
Наклейка иллюстраций применяется при изготовлении изданий подарочного типа, изданий по искусству при оформлении переплетных крышек типов 7 и 8.
Тиснение на обрезах книжных блоков. Тиснение на обрезах книжных блоков является самым старым и представительным видом отделки поверхностей обрезов. Оно очень дорогое, так как производится обычно вручную, а также на полуавтоматических и автоматических машинах. Тисненные (позолоченные) обрезы лучше всего соответствует требованиям в отношении защиты и эстетического оформления. Для качественного нанесения листового (сусального) золота требуется специальная подготовка оператора.
Позолоченный обрез применяется для редких переплётов ручного изготовления, библий, сборников церковных песнопений и дорогостоящих отдельных изданий, которые рассматриваются не как предметы пользования, а скорее как предметы коллекционирования.
Тиснение плоским штампом выполняется в тигельных прессах. Контакт штампа и материала происходит сразу по всей плоскости. Время контакта значительное, что позволяет выполнить конгревное тиснение и получить глубокий рельеф на материалах высокой плотности и толщины. Недостатком данного вида тиснения являются возможные тепловые деформации штампа, что снижает точность приводки и воспроизведения изображения на материале, а также возможно образование воздушных пузырей.
Тиснение цилиндрическим или ротационным штампом называют еще ротационным тиснением. Оно выполняется на плоскопечатных и ротационных прессах. Вследствие контакта штампа с материалом по узкой полосе и малого времени контакта этот вид тиснения лишен недостатков, характерных для тиснения плоским штампом. Однако его технологические возможности ограничены в области конгревного тиснения. Применяется для тиснения только на материалах малой плотности и толщины.
Холодное тиснение не нагретым штампом мало распространено. Оно бывает двух видов: бескрасочное тиснение с прессованием материала и тиснение фольгой без прессования.
Первый вид холодного тиснения выполняется обычно полимерными штампами на материалах малой плотности и толщины.
Второй вид холодного тиснения представляет процесс нанесения фольги на запечатываемый материал с помощью специальных полимеризирующихся лаков (клеев), чаще УФ-лаков или УФ-клеев, предварительно нанесенных на поверхность материалы выборочным способом. Это сравнительно недавно разработанный технологический процесс, который рекомендуется, например, для изготовления самоклеящихся этикеток.
Холодное тиснение фольгой без прессования материала является разновидностью клеевого ламинирования или припрессовки фольги к материалу.
Холодная препрессовка фольги — дешевый процесс, который позволяет улучшить оформление печатной продукции без значительного увеличения ее стоимости, помогая полиграфистам, не предоставлявшим ранее услуги тиснения, выходить на новый рынок. Еще недавно холодное тиснение фольгой имело репутацию перспективной, но сложной технологии, успешно внедрить которую удавалось лишь единицам. Сегодня, с разработкой новых клеев и специальной фольги, технология холодной припрессовки фольгой стала доступной для внедрения во всех типографиях, располагающих печатно-отделочными линиями.
Хотя эта технология делает производственный процесс более гибким и снижает затраты на производство, оно ни в коем случае не заменяет горячее тиснение, а лишь позволяет лишь расширить область применения фольги.
При сравнении технологий следует принять во внимание, что с увеличением тиража стоимость оттиска, полученного методом горячего тиснения, уменьшается быстрее, чем стоимость оттиска изготовленного холодным тиснением. Это обусловлено тем, что при больших тиражах стоимость штампа для горячего тиснения составляет лишь незначительную часть общей стоимости заказа, в то время как расход клея при холодной припрессовке прямо пропорционален тиражу.
Расходными материалами при холодной припрессовке фольги являются формные пластины, клей и фольга.
Холодная припрессовка фольги к материалу открывает перед типографиями возможности отделки материалов, которые раньше не могли металлизироваться фольгой. Благодаря отсутствию необходимости в изготовлении дорогостоящих штампов, а также легкости настройки оборудования, новая технология может потеснить позиции горячего тиснения фольгой в секторе малотиражной продукции. Дальнейшее развитие холодной припрессовки фольги к материалу будет связано с совершенствованием и удешевлением клеев и фольги.
Источник:
«Технология послепечатных и отделочных процессов (ТПиОП),
Бобров В. И.»